Как восстановить кадастровый паспорт на квартиру

Как восстановить кадастровый паспорт на квартируСогласно последним изменениям законодательства, с 2017 года не существует понятие кадастрового паспорта: его заменяет выписка из Единого реестра прав на недвижимость (ЕГРП). Только она удостоверяет по новым правилам право на владение жилым или нежилым помещением. Исходя из этого, можно считать, что ничего страшного не случилось, если утерян кадастровый паспорт или так называемая зеленка – свидетельство о праве собственности. По закону у них отсутствует срок давности, однако их предъявление никакой юридической силы не имеет – представители государственных органов в любом случае потребуют выписку из ЕГРП. Причем во многих инстанциях она должна быть «свежей», то есть не старше двухнедельной давности.

Объяснить эти требования несложно: все изменения, связанные с недвижимостью, регистрируются в Государственном кадастре. В законе обозначен срок – если все документы в порядке, изменения вносятся в кадастр в течение 10-14 дней. Именно это и заставляет чиновников требовать подтверждения заявленных данных.

Читайте также: Какие документы нужны для переоформления квартиры

Как восстановить кадастровый паспорт

Если у вас на руках находится полученный ранее документ, желательно проверить все данные, которые в него вписаны, на предмет соответствия их действительности. За то время, пока квартира пребывает в вашей собственности, на нее могли быть наложены или, наоборот, сняты обременения.

Полученный много лет назад паспорт уже не отражает состояние дел на сегодняшний момент и не служит официальным документом, подтверждающим право на недвижимость. Так что утеря кадастрового паспорта никак не отразится на совершении сделки: вас в любом случае заставят взять актуальную выписку из ЕГРП.

Саму выписку можно получить тремя различными способами:

  • обратиться напрямую в Роскадастр;
  • через сайт Госуслуги;
  • посредством многофункционального центра.

Все они обращаются к одному и тому же источнику, содержащему сведения об объекте недвижимости: Государственному реестру. Разница только в том, что в кадастровой палате вас могут поджидать очереди, заказанную через сайт выписку нужно на чем-то распечатать, зато в МФЦ очередей никогда не бывает, нужно только заранее записаться к специалистам. На руки вы получите распечатанный и заверенный документ.

Форма выписки как документа не важна: и электронный документ, который вы распечатаете самостоятельно, и бумажный носитель идентичны. Они содержат актуальные сведения об объекте недвижимости. Но внимание! Только на дату оформления выписки.

При получении данных через сайт Росреестра или https://www.gosuslugi.ru/ документ будет заверен электронной подписью отправителя, однако там же можно заказать неофициальную версию, которая даст вам сведения из Роскадастра, но юридической силы не имеет. Такой документ окажется полезен при планирующейся покупке недвижимости: вы получите сведения о предполагаемом объекте сделки и обезопасите себя от мошенников. А вдруг квартира находится в залоге? В случае заключения сделки с недобросовестным продавцом вы потеряете и жилье, и деньги.

Если вы покупаете квартиру

Раньше при покупке недвижимости покупатель просил у продавца 2 документа:

  • свидетельство о праве собственности, допускающее свободное распоряжение имуществом;
  • кадастровый паспорт.

Если сейчас перед вами трясут «зеленкой», уверяя, что все хорошо, квартира принадлежит продавцу, и сомневаться Если вы покупаете квартирувам не в чем, не принимайте все на веру. Квартира может быть заложена либо на нее наложен арест судебными приставами, поэтому никакие операции с ней производить нельзя.

Одна из мошеннических схем заключается в том, что собственник продает квартиру, а в период оформления документов и регистрации перехода прав собственности находит арендаторов, сдает им жилье, взяв предоплату за несколько месяцев, а то и год вперед. «Зеленка» у него на руках, а заселиться мошенник предлагает через неделю, обосновав это тем, что нужно вывезти вещи. После этого мошенник исчезает, а разбираться между собой он предоставляет новому собственнику и нерадивым съемщикам жилья. Свежая выписка из Росреестра подскажет вам истинное положение дел.

Читайте также: Как правильно оформить дарственную на гараж в 2018 году

Помимо купли-продажи, выписка потребуется в ходе следующих манипуляций:

  • прописка;
  • оформление долгосрочной аренды;
  • получение кредита, если предметом залога является данная квартира;
  • вступление в наследство;
  • оформление дарственной;
  • ряд иных случаев, предусмотренных российским законодательством.

Одним словом, все, что происходит с данной квартирой, будет отражено в выписке из ЕГРН:

  • данные об объекте недвижимости, кадастровая стоимость и кадастровый номер объекта;
  • права собственности нынешние и прошлые;
  • данные о договорах, связанных с жилым помещением;
  • сведения об арестах, залоге, прочих обременений.

Итак, если у вас на руках был кадастровый паспорт, и он утерян – паспорт не восстанавливается. В случае необходимости нужно заказать в Росреестре или через сайт Госуслуги выписку из ЕГРН (ЕГРП), которая содержит самые свежие данные об объекте недвижимости. Брать выписку нужно как можно ближе к тому сроку, когда она будет необходима.