Как происходит разграничение государственной собственности на землю

Как происходит разграничение государственной собственности на землю Как осуществляется разграничение государственной собственности на землю? Этой непростой теме посвящена настоящая статья.

Основные понятия

Порядок, в котором осуществляется разграничение, достаточно сложный и оказывает непосредственное влияние на многие процессы (и в том числе социально-экономического характера), происходящие в стране.

Читайте также: Порядок оформления в собственность гаража в гаражном кооперативе

В ходе проведения земельной реформы в России ее инициаторы первостепенное значение придавали именно проблеме формирования прав на собственность. С этой целью принимались нормативные акты и постановления правительства. В основном действие их направлялось именно на регламентацию порядка разграничения земли не приватизированной. Таким образом, удалось добиться четкого распределения участков. Сегодня они пребывают либо в федеральном ведении или же в региональном или муниципальном.

На сегодняшний день регулируется процесс разграничения прежде всего 137-м ФЗ (статьей 3.1) введенным в действие в октябре 2001-го. Именно этот нормативный акт обеспечил введение нового Земельного кодекса в 2006-м.

В названной статье перечисляются принципы, на основе которых и проводится разграничение. Там указывается, что все акты, изданные правительством страны до июля 2006-го и касающиеся земельных участков, следует считать основанием для последующей регистрации права собственности на них со стороны:

  • собственно, государства;
  • субъектов федерации;
  • муниципалитетов.

Как происходит разграничение государственной собственности на землюКроме того, в статье упоминаются три признака, дающие возможность отнести тот или иной надел к сфере компетенции одного из вышеназванных публичных образований. Перечень их таков:

  • пребывание на земле постройки или сооружения находящегося во владении конкретной структуры;
  • передача участка в пользование муниципальной власти или другим органам, предприятиям как казенным, так и унитарным, либо НКО;
  • прямое указание, которое содержит тот или иной закон, принятый на основании 137-го ФЗ.

В ходе распределения следует обращать внимание на:

  • фактическую принадлежность надела;
  • характеристики тех или иных территорий;
  • экономическую целесообразность.

Завершается передача процессом образования права собственности в момент регистрации конкретной земли в установленном порядке.

Читайте также: Как правильно продать гараж, находящийся в собственности

При этом фактически все без исключения участки, вне зависимости от принадлежности, остаются государственными. Отличие между ними – нахождение в управлении того или иного органа власти.

Организованное подобным способом разграничение позволяет распределить участки так, чтобы правительство каждого уровня максимально эффективно:

  • выполняло делегированные ему полномочия;
  • распоряжалось территориями;
  • устанавливало оптимальную арендную плату;
  • совершало другие необходимые юридически значимые действия.

В то же время закон прямо запрещает передавать в частное владение те земли, на которых располагаются:

  • памятники и прочие объекты исторического и культурного наследия;
  • заповедники;
  • национальные парки;
  • ботанические сады;
  • приграничные зоны;
  • другие объекты, приравненные к ним.

Какая земля является федеральной собственностью

Во владении государства находятся участки, которые:

  • отошли в соответствии с целевыми нормативными актами;
  • полученные в процессе разграничения;
  • приобретенные на законных основаниях.

В целях сохранения природных ресурсов и для обеспечения безопасности, безоговорочно к собственности федеральной причисляются:

  • лесные и водные фонды (если там расположены объекты центрального подчинения);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории необходимые для оборонных нужд и пр.

Также по умолчанию государству принадлежат те наделы, что так и не были переданы в собственность гражданам и организациям до начала, рассматриваемого в настоящей статье процесса. До того момента пока разграничение не завершится, муниципальные власти имеют возможность распоряжается названными землями, если другое законами не предусмотрено.

Правительство оставляет за собой право изымать при нужде любые другие участки.

Вопросы управления землями передаются уполномоченным органам федеральной власти.

Участки в региональной собственности

К таковым принадлежат территории:

  • на которых находятся сооружения или постройки, принадлежащие регионам;
  • переданные органам власти субъектов, некоммерческим структурам, казенным предприятиям и пр.;
  • где располагается имущество приватизированное, ранее являвшееся собственностью регионов;
  • другие переданные на основании законодательства.

Помимо этого, субъектам разрешается еще владеть:

  • особыми охраняемыми зонами регионального значения;
  • лесными угодьями;
  • фондами распределения;
  • водными наделами (если на них располагаются объекты, пребывающие в собственности регионов).

Всеми этими землями управляют местные госорганы в пределах, имеющихся у них полномочий.

Муниципальная собственность

Считаются муниципальными владениями земли:

  • где находятся объекты, принадлежащие местным властям (например, городские и районные администрации, детсады, школы, больницы и пр.);
  • требующиеся для надлежащей организации обслуживания жителей, расположенные в границах населенного пункта (дороги, парки, улицы и т. д.).

Также принадлежат местным властям и территории, на которых находятся коммунальные объекты, бытовые, социально-культурные, а еще те, что расположены в пределах поселений либо прилегают к их границам.

Муниципалитетам разрешено заявлять о своем праве на собственность в отношении бесхозных земель, владельцы которых от них отказались. Эти участки впоследствии могут использоваться для удовлетворения имеющихся у населения потребностей.

Как видно из всего сказанного, делянкам, принадлежащим местной власти, свойственны определенные ограничения в использовании.