Как правильно оформить в собственность дом, построенный на своей земле

Как правильно оформить в собственность дом, построенный на своей земле Есть в собственности земля, тогда вы можете построить на ней свой собственный дом, получив соответствующее разрешение в органах местного самоуправления. Как правильно оформить дом в собственность, построенный на своей земле, какими законодательными нормами регламентируется порядок возведения, какая документация потребуется для этого, подробно расскажем ниже.

Читайте также: Какая госпошлина за регистрацию права собственности в 2017 году

Варианты оформления

Каждый возведенный объект недвижимого имущества в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Росреестре. Процесс оформления построенного на собственной земле дома будет отличаться в зависимости от вида недвижимости, расположения участка. Легче всего будет оформлять дом, возведенный на земельном участке в деревне. В этом случае может быть использована «упрощенка». Согласно положениям законодательства о «дачной амнистии», от владельца потребуется только 2 документа: кадастровый номер участка и право собственности на него.

Читайте также: Как происходит определение порядка пользования квартирой в долевой собственности

До 2017 года значительно сложнее было зафиксировать право собственности на дом, построенный на участке, который находился в СНТ (садовом некоммерческом товариществе). Приходилось обращаться в БТИ для разработки техплана, получения разрешения на возведение объекта, что стоило немалых денег. С 1 января данная процедура была существенно  оформить в собственность дом, построенный на своей землеоблегчена – владельцы домов, построенных на участке земли, принадлежащем СНТ, теперь могут тоже пользоваться упрощенной процедурой оформления.

Обращаем ваше внимание, что при отсутствии разрешения на возведение оформить дом в частную собственность можно только после согласования построенного строения с Кадастровой палатой. Лишь после получения кадастрового номера на участок можно будет приступать к регистрации права на жилую недвижимость.

Получение техплана на возведенный объект

Первое, что нужно будет сделать после строительства своего дома – осуществить регистрацию техплана строения. Этот документ готовится кадастровым инженером, он включает в себя основные технические характеристики возведенного объекта (габариты, площадь, количество комнат и др.). Прохождение этой процедуры регламентируется положениями ФЗ РФ № 219, 221 статьей 21 (часть 20-я) и 37. Найти профессионального инженера сможете на официальном сайте Росреестра, в Бюро технической инвентаризации, к которому территориально закреплен жилой объект.

Чтобы получить техплан для кадастрового инженера, нужно заранее подготовить следующие документы:

  • разрешение на проведение строительных работ на земельном участке;
  • план строительства;
  • технический паспорт объекта (если таковой имеется);
  • документ, который подтверждает возможность введения объекта в эксплуатацию.

ФЗ № 1 (4-я часть, 8-я статья) разрешает до конца февраля 2018 г. обходится без предъявления кадастровому инженеру документов на введение объекта в эксплуатацию.

Без разрешения на строительство действия собственника жилья регламентируются ФЗ № 129 (24-й статьей, 12-й частью), требованиями к техническому плану (2-й абзац, 20-й пункт) и требованиями к декларациям (1-й пункт), утвержденными в Министерстве экономического развития РФ. Так, если владелец участка заранее не получит разрешение на строительство, то в органы госрегистрации представляется декларация, которую владелец строения готовит вместе с кадастровым инженером. Во избежание задержек, рекомендуем заранее подготовить документы, устанавливающие право собственности на земельный участок, на котором построен дом, выписку из ЕГРН. Могут потребоваться и другие запросы по земле, особенностям возведенного строения, о них инженер сообщит владельцу сам. Обратите внимание, что согласно ФЗ № 219 (24-я статья, 12-я часть) технический паспорт должен быть выполнен также в электронном виде, заверен подписью инженера.

Сбор документации, внесение записи по кадастровому учету

2-й этап регистрации возведенного на своем земельном участке объекта недвижимости – становление его на учет в Кадастровой палате. С этой целью владельцу нужно будет собрать перечень бумаг, которые впоследствии будут использованы для внесения соответствующей регистрационной записи о новой жилой собственности. Сбор документации регулируется ФЗ № 219, 70-й и 15-й статьей, 7-й и 2-й частью соответственно. Итак, гражданин, который возвел дом на принадлежащем ему участке земли:

  • должен заполнить бланк заявления о постановке объекта на регистрацию и учет;
  • приложить свидетельство о праве владения землей.

В обязательном порядке в Ростреестр представляется документ, подтверждающий личность заявителя или нотариально заверенная доверенность на третье лицо, уполномоченного представлять интересы заявителя.

Обязательно оплачивается государственная пошлина, ее размер определяет 18-я статья ФЗ № 219. Квитанцию представлять не нужно, однако если заявитель в течение 5 дней с момента подачи документов не внесет оплату, орган регистрации вернет пакет ему обратно, дело рассмотрено не будет.

Получение выписки из Единого государственного реестра

В действующем законодательстве РФ закреплен десятидневный срок после принятия заявления на проверку всех документов, внесения регистрационной записи о праве собственности на новую недвижимость. Если заявление подавалось в МФЦ, срок увеличится минимум на два дня. Другими словами, выписка из Единого государственного реестра о праве собственности будет выдана не раньше 10 дней после принятия заявления от собственника.

Обратите внимание, что, приняв от вас документы, сотрудник МФЦ, Росреестра обязан выдать уведомление, в котором указать дату готовности выписки. Если заявитель пожелает, выписка может быть отправлена ему на его почту с электронной подписью уполномоченного лица.

После получения выписки из ЕГРН, где будет указано, что заявитель является собственником возведенного на собственном участке строения, процедура регистрации считается завершенной. Лучше заранее подготовить все необходимые документы, тогда процедура оформления нового жилья пройдет без каких-либо задержек и сложностей.