Как открыть наследственное дело у нотариуса

Наследственное дело у нотариусаОткрыть самостоятельно наследственное дело у нотариуса не очень сложно, но тут требуется знать всех особенностях, что позволит с минимальными хлопотами получить причитающееся имущество в собственность.

Основные сведения

По российским нормам, на обращение наследников к нотариусу выделен срок – 6 месяцев. Время отсчитывается с момента смерти завещателя. На протяжении указанного выше периода гражданин, намеревающийся вступить в права по завещанию или же по закону, обязан подготовить все необходимые документы и подать соответствующее заявление нотариусу. Последний, изучив их, выдает свидетельство, на основании которого можно будет начать процедуру отчуждения имущества.

Если отпущенный законом срок пропускается, то чтобы получить наследство заинтересованные лица вынуждены будут обращаться в суд. Это, в свою очередь, приведет к затягиванию процесса и лишним расходам, потому крайне важно своевременно позаботиться об открытии дела о наследстве.

Читайте также: Нужен ли нотариус при дарении доли квартиры

К кому идти

По такого рода делам следует обращаться к нотариусу, работающему по месту последнего проживания покойного. Чтобы выяснить, кто конкретно должен заниматься наследством, достаточно навести справки в региональной НП.

В Москве нет нужды разбираться, по каким районам работает выбранный специалист, поскольку столица представляет собой один нотариальный округ и соответствующими полномочиями наделены все юристы, имеющие практику в городе.

Ведение дела лучше поручить нотариусу, специализирующемуся на вопросах наследования. Такой профессионал все сделает быстро и качественно.

Правда, вероятно, услуги его обойдутся заметно дороже.

Адреса московских контор нетрудно узнать, подав запрос в местную нотариальную палату в письменном виде через почту либо лично явившись по такому адресу:

  • индекс 01000;
  • Бобров переулок;
  • дом 6, строение 3.

Имеются они также и на официальном сайте организации.

Первые шаги

На сегодняшний день первый этап процедуры получения завещанного имущества начинается с составления заявления, подтверждающего решимость принять наследство.

Какие нужны документы? Перечень их таков:

  • паспорт гражданина, претендующего на собственность, оставшуюся после покойного;
  • свидетельство о смерти близкого человека;
  • завещание (если оно имеется);
  • доказательства родства;
  • выписка непосредственно из домовой книги;
  • правоустанавливающие бумаги на имущество (сберкнижки, акции, свидетельство на квартиру и т. д.).

Читайте также: Как происходит наследование денежных вкладов

Нотариус обязан выяснить, есть ли другие претенденты на наследство. При наличии таковых, он уведомляет их о праве на имущество скончавшегося родственника.

Дополнительные документы

Нотариус также нередко требует от наследника и ряд других бумаг, среди которых:

  • технический паспорт на завещанную квартиру;
  • ее экспликация;
  • выписка непосредственно из ЕГРП;
  • оценка портфеля акций, либо доли в компании;
  • выписка из Госреестра юрлиц и пр.

Сколько стоит

Прежде всего, необходимо отметить, что для пенсионеров никаких особенных скидок нет. Инвалидам же понадобится внести госпошлину в 50 процентов от установленного размера. В то же время все без исключения граждане обязаны в полной мере оплачивать технические услуги нотариуса.

По закону 0,3 процента от стоимости имущества вносят в виде пошлины ближайшие родственники:

  • супруги;
  • дети;
  • родители;
  • братья или сестры.

При этом максимальная сумма составляет 100 тысяч.

Прочие наследники отдают государству уже 0,6% (максимум – миллион).

Полностью от пошлины освобождают:

  • лиц, не достигших совершеннолетия;
  • граждан, находящихся на иждивении;
  • людей, проживающих на наследуемой площади.

Услуги нотариуса обойдутся в такие суммы при переоформлении прав на:

  • пенсии – 500;
  • вклады – 1 000;
  • объекты недвижимости – 5 000;
  • прочее имущество – 3 000.

Наследственное дело у нотариусаВ целом же расценки могут существенно отличаться по городам, и потому перед тем, как открыть дело о наследстве, стоит просто познакомиться с прайсом в выбранной конторе.

Также иногда (при отсутствии всех документов) необходимо получить дополнительные данные от различных государственных структур. Туда нотариус отправляет запросы. За один обычно приходится отдавать до 200 рублей.

Другие нюансы

Лица, проживавшие в одном доме с завещателем, имеют право обратиться к специалисту и позднее ранее упомянутого срока, поскольку принятие наследства в подобной ситуации реализуется фактически.

Данное обстоятельство, впрочем, необходимо подтвердить. Для этого предъявляются свидетельства:

  • оплаты расходов на содержание квартиры и другого имущества;
  • реализации мер направленных на сохранение его целостности;
  • оплаты задолженностей покойного.

В обязательном порядке нужно принести и справку, подтверждающую, что получатель наследства зарегистрирован там же, где и скончавшийся.

Если завещатель имел несколько объектов расположенных в разных районах, то дело все равно будет вести один и тот же нотариус.

На основании собранных документов специалист выдает свидетельство, дающее право на оставленную собственность. С ним гражданин регистрирует факт отчуждения имущества в Росреестре.

Читайте также: Как правильно отозвать доверенность, удостоверенную нотариусом

Если есть завещание

Прежде всего, наследнику следует убедиться, что посмертное распоряжение является действительным, и в него не вносились поправки. Для этого он отправляется в контору, занимавшуюся оформлением завещания, и наводит там справки.

Проверив бумаги, нотариус выясняет, каков статус у представленного документа, и нет ли других претендентов, которым причитается по закону обязательная доля имущества. К таковым относятся проживавшие с покойным:

  • инвалиды;
  • несовершеннолетние;
  • пенсионеры;
  • недееспособные.

При отсутствии других наследников, единственному (по истечении 6 месяцев) выдается свидетельство.