На какие этапы делится приватизация жилого и нежилого имущества

На какие этапы делится приватизация жилого и нежилого имуществаДо 1991 года государство владело до 95% собственности, фактически являясь монополистом во всех сферах экономики. После 1991 года началось интенсивное сокращение собственности во владении государства. Передача государственного и муниципального имущества в частное управление стало одной из основных задач целого ряда правительств. В наше время рыночная экономика функционирует в условиях различных форм собственности. Однако процесс не завершен, и поиск наилучшего соотношения частной и государственной, наряду с другими, собственности продолжается.

Основные периоды приватизации

В России можно выделить три этапа приватизации:

1. Стихийный, который охватывает время поздней перестройки с 1989 по 1991 год. Характерным для этого периода были аренда государственного имущества, иногда с правом его выкупа, создание различных многопрофильных холдингов, ситуативной приватизации. Основной замысел состоял в том, чтобы через аренду госимущества создать целый класс средних и мелких предприятий, которые в дальнейшем выкупили арендуемое имущество. На деле все обернулось растаскиванием наиболее прибыльных предприятий и ценной недвижимости.
2. Ваучерный, который длился с 1992 по 1994 год. Государственная собственность приватизировалась через безымянные чеки на предъявителя. Резкое падение экономики обесценило ваучеры. Не были созданы рыночные условия их обращения, что привело к переходу мелких, средних и части крупных предприятий в частную собственность за бесценок.
3. Денежный, который начался с 1995 года и длится до наших дней. Его основной задачей была заявлена приватизация имущества государства и муниципальной собственности за деньги, то есть распродажу.

Отличительные особенности приватизации в республиках СССР

В бывших республиках Советского Союза происходили процессы, аналогичные российским, но с временным лагом и региональной спецификой. В качестве примера рассмотрим этапы приватизации в Казахстане:

1. С 1991 по 1992 год. Государство принимало решение о приватизации только по требованию с мест. Форма приватизации выбиралась трудовым коллективом.
2. С 1993 по 1995 год. Купонная приватизация проводилась под единым управлением государства. Она охватила 67% населения.
3. С 1996 по 1998 год. Приватизация носила секторный характер, то есть переход собственности проводился в рамках целых секторов экономики.
4. С 1999 по наше время. Основной задачей этого этапа стало разделение имущества на коммунальную и республиканскую. Также вырабатывалось эффективная схема управления государственной собственностью.

Читайте также: Какой порядок приватизации комнаты в коммунальной квартире

Приватизация жилой недвижимости

Наиболее продолжительной стала приватизация жилья. Переход прав собственности на жилую недвижимость от государства к частным лицам начался в 1991 году и продолжается по настоящее время. В ее основу лег закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый в 1991 году.

Ваучерная приватизация не касалась земли, жилой недвижимости, что позволило растянуть этот процесс во времени и не совершить череды грубых ошибок. Продолжающаяся продажа муниципальных предприятий и собственности приносит дополнительные доходы в бюджеты российских регионов. С течением времени процедура приватизации жилой недвижимости усложнилась, однако следствием стало упорядочение процедуры и прав собственников, что способствует росту цены объектов в частной собственности.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий

На какие этапы делится приватизация жилого и нежилого имуществаДатой начала третьего (денежного) этапа приватизации принято считать 2000 год. Его отличительной особенностью является продажа не самих муниципальных и государственных предприятий, а только прав собственности в них, то есть продажа государственного пакета акций. Указанный этап отличается большим значением финансовых и экономических факторов, в отличие от предыдущих этапов, на которых превалировали иные соображения:

• проведение приватизации в очень сжатые временные рамки;
• преобладание политических соображений при принятии решений;
• отсутствие у приватизации широкой социальной базы, слабое государственное регулирование этого процесса, непонимание сути процессов «внизу»;
• вследствие названных причин первые этапы приватизации привели к очень быстрой концентрации капитала и созданию узкого слоя собственников, контролирующих большую часть экономики страны.

Выполнение приватизационных планов

Отсутствие четких планов приватизации затрудняет подведение итогов в области экономики. Но ее быстрое проведение привело к значительному имущественному расслоению общества. Именно сильная имущественная дифференциация социальных слоев становится заметной проблемой не только государства, но и развития экономики страны, и приватизированных предприятий в том числе.

Государство вынуждено принимать меры по выравниванию доходов различных социальных групп, что сдерживает реализацию необходимых проектов и тормозит развитие экономики. Так называемый средний класс России по уровню жизни не достигает положения аналогичных групп в странах с развитой рыночной экономикой. Пятая часть населения имеет доходы на уровне и ниже прожиточного минимума, что также сужает возможности внутреннего рынка и является объективным ограничителем для его роста.

Сильное имущественное расслоение не может быть преодолено только за счет модернизации экономики и повышения ее эффективности. Необходимы новые хозяйственные механизмы, в частности, введение прогрессивной системы налогообложения. Пропорциональный подоходный налог сыграл свою позитивную роль и должен быть заменен на новую налоговую систему, соответствующую новым экономическим реалиям.